Пособие для учителя. Русский язык. 8 класс.
В пособии предусмотрены пути реализации четырех содержательных линий школьной программы по русскому языку — языковой, речевой, социокультурной и деятельностной. Помещены дополнительные теоретические сведения по каждой теме. Сформулированы цели и задачи изучения конкретных разделов. Учтены опорные знания, умения, навыки учащихся. Подобраны разнообразные упражнения и система знаний к ним.
Представлены тексты разнообразной тематики, стилей и жанров.
Содержание
Предисловие 6
Введение 8
Систематизация и обобщение изученного в 5–7 классах 11
ПОВТОРЕНИЕ
Части речи. Самостоятельные и служебные. Междометия. Их значение, грамматические признаки и стилистическая роль 13
Наиболее трудные орфограммы 22
Речь. Речевая деятельность. Общение, виды и правила общения. Законы общения 27
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Жаргонные слова 32
Речь. Речевая деятельность. Подготовленная и спонтанная речь 34
Термины. Тематические группы терминов 36
Фразеологизмы. Расширение списка фразеологизмов 39
Речь. Речевая деятельность. Литературная и нелитературная речь 43
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание и предложение Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания и по составу 50
Речь. Речевая деятельность. Текст и его признаки, относительно самостоятельные части текста 52
Порядок слов в предложении. Логическое ударение 56
Двусоставное простое предложение Главные и второстепенные члены предложения 59
Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего 61
Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Тире между подлежащим и сказуемым 67
Речь. Речевая деятельность. Требования к зачину. Виды зачинов 70
Второстепенные члены предложения. Определение, дополнение и обстоятельство (повторение и углубление). Согласованное и несогласованное определение 73
Приложение как разновидность определения 77
Дополнение как второстепенный член предложения.Дополнения прямые и косвенные 79
Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота 81
Речь. Речевая деятельность. Виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная, смешанная 84
Односоставные предложения 88
Односоставные простые предложения с главным членом — сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) 88
Односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим (назывные). Их роль в языке 90
Речь. Речевая деятельность. Типы речи. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение 92
Неполные предложения. Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях 97
Речь. Речевая деятельность. Построение описания местности. Приём пунктирного развёртывания содержания 100
Предложения с однородными членами Основные признаки однородных членов предложения 108
Средства выражения сочинительной связи в рядах однородных членов предложения 112
Речь. Речевая деятельность. Построение описания памятников истории и культуры 115
Однородные и неоднородные определения 119
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах 121
Пунктуация в предложениях с однородными членами 123
Предложения с обращениями, вводными словами Обращение, его назначение в языке 127
Основные признаки обращения. Нераспространенные и распространенные обращения 129
Понятие о вводных единицах — словах, словосочетаниях, предложениях 132
Речь. Речевая деятельность. Рассказ с обрамлением на основе личного опыта 136
Основные признаки вводных единиц и знаки препинания при них 139
Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения. Предложения с обращениями и вводными конструкциями» 141
Предложения с обособленными членами Понятие об обособлении. Основные признаки обособленных членов предложения 144
Условия обособления второстепенных членов предложения 147
Речь. Речевая деятельность. Стили речи. Разговорный стиль 149
Обособленные определения 152
Обособленные приложения 154
Обособленные обстоятельства 157
Речь. Речевая деятельность. Официально-деловой стиль 159
Обособленные дополнения 162
Речь. Речевая деятельность. Научный стиль 165
Уточняющие обособленные члены предложения 169
Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами» 171
Речь. Речевая деятельность. Художественный стиль 173
Способы передачи чужой речи Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи 176
Речь. Речевая деятельность. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля. Интервью 178
Диалог 183
Косвенная речь 185
Речь. Речевая деятельность. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста 188
Цитата как способ передачи чужой речи 192
Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи» 194
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактический материал по русскому языку для 8-го класса (публицистика Д. С. Лихачёва на уроках русского языка) 201