Навчальний посібник містить уроки до вивчення окремих тем з української мови в 7 класі, які характеризуються функційністю й комунікативною спрямованістю, подається система уроків оцінювання навчальних досягнень учнів та розвитку комунікативних умінь і навичок. Доповнено системою завдань до вивчення самостійних і службових частин мови, а також варіантами завдань шкільного етапу Міжнародного конкурсу знавців української мови імені П. Яцика. Для вчителів української мови і літератури, методистів, студентів ВНЗ.
Змicт українською мовою
Передмова 4
Технологія діалогічного навчання при вивченні української
літератури 8
Роль і місце діалогічного підходу в освітніх техногогіях 8
Діалогічні форми навчання на уроці літератури 18
Діалогічність у монологічних методах (лекція, розповідь
учителя, відповідь учня) 22
Монолог учителя 22
Опитування учнів 26
Проблемно-діалогічне навчання (проблемні лекції,
проблемні ситуації, проблемні запитання, евристичні бесіди,
сократичні бесіди) 34
Ігрові форми в системі діалогічного навчання на уроці
літератури 52
Дидактична гра 52
Ділові ігри 55
Рольова гра 59
Диспут у системі позакласної роботи 77
Добро і зло: опозиція чи дві сторони медалі («Древлянський
триптих» Ліни Костенко)? 77
«Мужність доброти»: моральний кодекс чи внутрішній
імператив життя людини? 83
Інформація для роздумів і аргументації 103
Післямова 110
Содержание на русском языке
Предисловие 6
Ориентировочное календарно-тематическое планирование уроков
родного языка в 7 классе 8
Раздел 1. Система аспектных уроков
Глагол: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль 14
Совершенный и несовершенный виды глаголов 17
Времена глаголов. Настоящее время 19
Прошедшее время. Изменение глаголов в прошедшем времени 22
Наклонения глаголов (изъявительное, сослагательное, повелительное) 24
Образование глаголов сослагательного и повелительного наклонений 28
Глагола первого и второго спряжений 32
Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль 36
Безличные глагольные формы на -но, -то 39
Не с причастиями 41
Причастный оборот. Выделение запятыми причастных оборотов (после определяемых существительных) 44
Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль 47
Не с деепричастиями 49
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и единичном деепричастии 52
Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль 54
Степени сравнения наречий 58
Н и нн в наречиях 60
Написание наречий вместе, раздельно, через дефис 62
Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие» 64
Предлог как служебная часть речи 67
Правописание союзов 70
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению 73
Правописание частиц 76
Восклицание как особая часть речи. Правописание восклицаний 80
Раздел 2. Система уроков оценивания учебных достижений учеников
Тематическая контрольная работа № 1 по разделу «Повторение и обобщение изученного» (диктант). Учебное аудирование художественного текста монологического характера 84
Тематическая контрольная работа № 2 по разделу «Глагол» (тестовые задачи). Контрольное аудирование художественного текста диалогического характера 89
Тематическая контрольная работа № 3 по разделу «Глагол» (диктант). Учебное чтение молча текста научного стиля 96
Тематическая контрольная работа № 4 по разделу «Причастие» (тестовые задания). Контрольное чтение молча текста монологического характера публицистического стиля 101
Тематическая контрольная работа № 5 по разделу «Деепричастие» (диктант). Выразительное чтение вслух художественных и публицистических текстов 109
Тематическая контрольная работа № 6 по разделу «Наречие» (тестовые задания). Контрольное аудирование текста научного стиля 112
Тематическая контрольная работа № 7 по разделу «Наречие» (диктант). Ознакомительное чтение молча текстов публицистического стиля 120
Тематическая контрольная работа № 8 по разделу «Предлог» (тестовые задания) 123
Тематическая контрольная работа № 9 по разделу «Союз» (тестовые задания). Контрольное чтение молча текста художественного стиля диалогического характера 127
Тематическая контрольная работа № 10 по разделам «Частица. Восклицание» (диктант). Выразительное чтение вслух научно-популярных текстов 134
Раздел 3. Система уроков развития коммуникативных умений и навыков
Описание внешности человека. Повторение изученного о тексте, его структурные особенности. Особенности построения описания
внешности человека 138
Устный подробный пересказ повествовательного текста художественного стиля с элементами описания внешности человека 142
Письменный подробный пересказ повествовательного текста художественного стиля с элементами описания внешности человека 144
Устное сочинение-описание внешности человека в художественном стиле (по собственным наблюдениям) 146
Письменное сочинение-описание внешности человека по картине в художественном стиле 148
Описание процесса работы. Типы речи (повторение). Особенности построения описания процесса работы 152
Письменный краткий пересказ повествовательного текста с элементами описания процесса работы в художественном стиле 155
Устное произведение-описание процесса работы по собственным наблюдениям в научном стиле 157
Письменное сочинение-описание процесса работы по собственным наблюдениям в художественном стиле 159
Раздел 4. Система заданий к изучению самостоятельных и служебных частей речи в 7 классе
Глагол 162
Причастие как особая форма глагола 171
Деепричастие как особая форма глагола 176
Наречие 180
Предлог 184
Союз 187
Частица 190
Восклицание 193
Раздел 5. Задача первого (школьного) этапа Международного конкурса знатоков украинского языка имени Петра Яцика
Ориентировочные задания для первого варианта 196
Ориентировочные задания для второго варианта 197
Ориентировочные задания для третьего варианта 199
Ориентировочные задания для четвертого варианта 200
Ориентировочные задания для пятого варианта 201
Сведения об авторах 203