Плани-конспекти уроків відповідають програмі «Російська мова: Програма для 5-12 класов загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання». Посібник містить календарний план, методичні рекомендації, дидактичні матеріали, плани-конспекти традиційних і нетрадиційних уроків. Стануть у нагоді схеми, таблиці, ілюстрації, разнорівневі тести, диктанти, вправи творчого характеру й завдання, спрямовані на розвиток критичного мислення. Для вчителів-практиків, молодих учителів, студентів-філологів
Содержание
Введение 5
Календарное планирование 9
I семестр
Урок № 1. Введение. Язык — важнейшее средство общения и познания 44
Повторение
Урок № 2. Повторение. Звуки, буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова 46
Урок № 3. РР 1. Представление об общении и речи. Ситуация общения: тема, адресат, место, цель 49
Урок № 4. Повторение. Части речи 51
Урок № 5. Контрольная работа № 1 (списывание) 53
Синтаксис и пунктуация
Урок № 6. Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово 54
Урок № 7. РР 2. Виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Устное сочинение повествовательного характера 58
Урок № 8. Предложение, его грамматическая основа. Роль предложения в языке 59
Урок № 9. Предложения с одним главным членом. Полные и неполные предложения 62
Урок № 10. РР 3. Монологическая и диалогическая речь. Устная и письменная речь. Диалоги 64
Урок № 11. Виды простых предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений 68
Урок № 12. Главные и второстепенные члены предложения 71
Урок № 13. РР 4. Основные правила общения. Речевой этикет. Диалоги этикетного характера 73
Урок № 14. Второстепенные члены предложения. Прямой и обратный порядок слов 76
Урок № 15. Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым 78
Урок № 16. Контрольная работа № 2 (диктант с грамматическим заданием) 81
Урок № 17. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Предложения с однородными членами 82
Урок № 18. Обобщающие слова при однородных членах 85
Урок № 19. РР 5. Письменное подробное изложение художественного текста повествовательного характера 87
Урок № 20. РР 6. Редактирование ученических текстов (работа над ошибками, допущенными в изложении) 90
Урок № 21. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение) 92
Урок № 22. Предложения с обращениями, вводными словами 94
Урок № 23. РР 7. Подробное изложение художественного текста 97
Урок № 24. Знаки препинания при обращении 99
Урок № 25. Запятые при вводных словах. Синтаксический разбор простого предложения 102
Урок № 26. РР 8. Качества хорошей речи. Недочеты, разрушающие свойства хорошей речи. Чтение вслух художественного текста повествовательного характера 104
Урок № 27. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью 106
Урок № 28. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения 109
Урок № 29. РР 9. Устный ответ. Отзыв на устные ответы 11 1
Урок № 30. Знаки препинания в сложных предложениях перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что. Синтаксический разбор сложного предложения 113
Урок № 31. Прямая и косвенная речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге 116
Урок № 32. РР 10. Составление и разыгрывание диалога по предложенной ситуации 119
Урок № 33. Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация» 121
Урок № 34. Контрольная работа № 3 (тесты) 124
Урок № 35. Анализ контрольной работы 127
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 36. Понятие о разделах русского языка: фонетика, графика, орфоэпия, орфография 129
Урок № 37. РР 11 . Текст, его основные признаки. Деление текста на абзацы. Простой план текста 133
Урок № 38. Звуки речи (гласные и согласные, ударные и безударные, глухие и звонкие, твердые и мягкие) 135
Урок № 39. Алфавит 138
Урок № 40. Обозначение звуков речи на письме, соотношение букв и звуков 140
Урок № 41. РР 12. Тема, микротема, основная мысль текста. Средства связи предложений и микротем в тексте 143
Урок № 42. Слог. Ударение. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков 144
Урок № 43. Орфоэпия. Основные нормы произношения и предотвращение типичных ошибок 147
Урок № 44. Повторение. Основные правила переноса 152
Урок № 45. Фонетический разбор слова 154
Урок № 46. Контрольная работа (диктант, письменный опрос) 156
Урок № 47. РР 13. Устное изложение текста научного стиля по самостоятельно составленному плану 158
Урок № 48. Анализ контрольной работы 160
II семестр
Урок № 49. Орфография. Проверяемые безударные гласные и согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова (Повторение) 163
Урок № 50. РР 14. Составление диалогов на основе прочитанных текстов и собственного опыта 165
Урок № 51. Написание гласных после шипящих 168
Урок № 52. Обозначение на письме мягкости согласных. Разделительные Ъ и Ь 170
Урок № 53. Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. Подготовка к контрольной работе 172
Урок № 54. Контрольная работа № 5 (письменный опрос, тесты) 175
Урок № 55. РР 15. Рецензия на высказывание по данному плану на лингвистическую тему 176
Урок № 56. РР 16. Анализ выполнения контрольной работы. Чтение вслух 179
Лексикология
Урок № 57. Слово и его лексическое значение. Добавочные значения слова: эмоционально-экспрессивное и стилистическое 181
Урок № 58. Ознакомление с толковым словарем. Приемы толкования лексического значения слова 184
Урок № 59. РР 17. Устное сочинение повествовательного характера на основе личного опыта 185
Урок № 60. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова 187
Урок № 61. Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы 189
Урок № 62. РР 18. Ознакомление со словарями синонимов, антонимов, омонимов. Использование синонимов, антонимов в речи 192
Урок № 63. Использование синонимов для связи предложений в тексте, для предупреждения неоправданного повтора слов 195
Урок № 64. РР 19. Устное изложение художественного текста повествовательного характера 197
Урок № 65. Тематические группы слов 198
Урок № 66. Повторение темы «Лексика» 200
Урок № 67. РР 20. Типы речи (повествование, описание, рассуждение) 203
Урок № 68. Контрольная работа № 6 (тест, чтение молча) 206
Состав слова. Словообразование. Орфография
Урок № 69. Состав слова. Словообразование. Однокоренные слова и формы слова. Основа слова и окончание 209
Урок № 70. Корень, суффикс, префикс, окончание — значимые части слова (морфемы) 213
Урок № 71. РР 21. Типы речи (рассуждение) 216
Урок № 72. Части слова. Ознакомление со словарем строения слов 219
Урок № 73. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов 223
Урок № 74. Тренировочные упражнения 226
Урок № 75. Разбор слова по составу. Подготовка к контрольной работе 228
Урок № 76. Контрольная работа № 7 (письменный опрос, аудирование) 231
Урок № 77. РР 22. Стили речи (общее представление) 234
Урок № 78. РР 23. Художественный стиль речи. Описание животного 237
Урок № 79. Орфография. Буквы О, Ё после шипящих в корне слова 239
Урок № 80. Контрольное подробное изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания животного 242
Урок № 81. Буквы Е, И в корнях с чередованием 244
Урок № 82. Буквы А, О в корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- 248
Урок № 83. РР 24. Сбор материала для сочинения и его систематизация 250
Урок № 84. Буквы А, О в корнях -раст- — -ращ- — -рос- 253
Урок № 85. Тренировочные упражнения 256
Урок № 86. РР 25. Сочинение «Весна в моем городе (селе)» 258
Урок № 87. Буквы А, О в корнях -зар- — -зор-, -гар- — -гор-, -клан- — -клон- 259
Урок № 88. РР 26. Понятие о разговорном стиле речи. Написание диалога 262
Урок № 89. Повторение и закрепление темы «Чередующиеся гласные в корне слова» 264
Урок № 90. Гласные и согласные в префиксах. Буквы З, С на конце префиксов 265
Урок № 91. Буквы Е, И в префиксах пре-, при-. 269
Урок № 92. РР 27. Понятие о научном стиле. Термины. Устное изложение 271
Урок № 93. Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова 275
Урок № 94. Повторение орфографии 277
Урок № 95. Повторение пунктуации. Подготовка к контрольному диктанту 281
Урок № 96. Контрольный диктант 282
Урок № 97. Способы словообразования в русском языке. Словообразовательный разбор 283
Урок № 98. Сложные и сложносокращенные слова. Соединительные О, Е в сложных словах 287
Урок № 99. Сложные слова с пол-, полу-. Способы словообразования в русском языке 288
Урок № 100. Повторение орфографии 290
Урок № 101. РР 28. Сочинение-рассуждение, связанное с жизненным опытом учащихся 293
Урок № 102. Контрольная работа № 8 (тесты, словарный диктант) 295
Урок № 103. Анализ контрольной работы 296
Урок № 104. РР 29. Письмо. Адрес 298
Урок № 105. Систематизация и обобщение изученного материала. Итоговый урок 300
Литература. 302