Дата: 07. 12. 2016.
Открытый урок- путешествие
Русский язык (чтение) 1-А класс
Тема урока: Звуки [п] [пʹ]. Буквы Пп. Чтение слов и предложений с буквой Пп.
Цель урока: познакомить со звуками [п], [пʹ], буквами Пп, научить читать слога , слова с буквами П, п.
Развивать устную речь; уметь правильно составлять предложения; и навыки правильного чтения. .Создавать условий для развития, , наблюдательности, фонематического слуха, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы . Воспитывать умение слушать и любовь к чтению.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы и методы: индивидуальная, парная
Оборудование : Учебник «<<Букварь ». 1 класс. Слоговые карточки, звуковые модели , предметные картинки «Паровоз с вагончиками », «Пингвин», «Павлин» , таблица с буквой «Пп» ,цветные карандаши.
Ход урока
І Организационный момент.
1 учителя.
- Ребята сегодня у нас не обычный урок, а урок- путешествие
- Что такое путешествие?
Отправляясь в путешествие нам необходим взять с собой Букварь , звуковые модели, пенал.
- А вот на каком транспорте будем путешествовать вы узнаете когда отгадаете загадку:
2 Работа над загадкой .
Не ёж, а пыхтит, не змея, а ползет. И по рельсам ездит !
Ответ: Паровоз
- Правильно, ребята! Это паровоз на котором мы будем путешествовать. (Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением паровоз с вагонами)
А что везет наш паровоз ?
- Наш паровоз везет вагоны !
Правильно, ребята только вагоны есть пассажирские и грузовые. На каких мы поедем?
- А как называются люди которые путешествуют паровозом ? ПАССАЖИРЫ. Сегодня мы будем в роли пассажиров. Золотое правило пассажира : « Не выкрикивать а поднимать руку и отвечать ! А теперь отправляемся в путь ! Поехали! ( играет музыка имитация рук движения паровоза сидя за партой) И первая станция. Вспоминай-ка!
II Актуализация опорных знаний Станция « Вспоминай-ка!»
- И так первая наша станция, на которой мы остановились это станция « Вспоминай-ка!»
1. Беседа учителя.
- Какую букву мы учили на прошлом уроке?(Букву Л (эль))
- -Какие звуки обозначает эта буква ? (твердый и мягкий согласные [ л] [л']
2. Игра «Построй слово». Работа в паре .
А сейчас поработаем в паре !
- Ребята у вас на парте лежит конверт, а в конверте карточка с словом (Лида).
Задание. Открыть конверт и достать карточку с словом .. Прочитать, поделить слово на слоги и поставить ударение с помощью простого карандаша. Выполнив задание пара показывает мне сигнал . А теперь давайте проверим задание как выполнили Артем и Таня . Если они не правильно выполнили, то мы им поможем найти и исправить ошибки!
-Какое слово написанное ?
-Сколько слогов в слове ? Какой слог ударный назовите его ? Молодцы ! Вот мы и повторили изученную букву , но надо отправлятсья И снова отправляемся в путь!
- Ребята следующая станция «Отгадай-ка!»
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Станция «Отадай-ка!
А кто же нас встретить нас на этой станции вам нужно угадать !
2. Отгадывание загадок.
Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.
У хвоста есть властелин –
Независимый …(павлин)
Он живет где жуткий холод,
Средь снегов живет и льдин
В черно-белом фраке ходит
Птица гордая... (пингвин)
- Молодцы, ребята !Угадали ! (Учитель вывешивает на доску картинки с изображения пингвина и павлина)
3 . Беседа о птицах
- Ребята , а теперь отправимся в путь с песней и танцами !
4 . Музыкальная физкультминутка.
Паровозик «Букашка» (движение под песню)
- Вы умнички и молодцы, и следующая Станция «Узнавай-ка!»
IV. Сообщение темы урока . Станция «Узнавай-ка!»
- Ребята обратите внимания на доску: паровоз , пингвин, павлин . - А кто догадался какой звук или букву мы будем сегодня учить?
- Правильно ребята, мы познакомимся с буквой П (пэ ) и узнаем какие звуки она обозначает . И научимся читать слоги , слова и предложения с буквой П .
V. Работа над новым материалом
1 Характеристика [п], [пʹ]
- Ребята а наши друзья «ПАВЛИН» и « ПИНГВИН» пришли с новыми звуками ! Давайте назовем первый звук в слове «Павлин»? - [п] тверд. согласный – Что они согласные, мягкие и твердые звуки . Давайте произнесем их в месте - [пʹ],
- Назовите несколько слов чтобы у слове был твердый звук [п] ? А теперь мягкий согласный пʹ] ?
А для того чтобы заменить звуки при письме мы их будем обозначать буквой Пп (пэ)
2.Знакомство с буквой Пп(Учитель вывешивает на доску букву П,п)
- Давайте посмотрим на что похожа эта буква? (в спортивном зале перекладина; футбольные ворота) Вы умнички и молодцы, мы продолжаем путь ! Сели ровно и с нова в путь !!!
Следующая станция «Почитай-ка!»
3. Работа на доске .Чтение слов с буквой П п (Учитель)
- Ребята сейчас мы будем учится составлять слоги с буквой П
Учитель открывает таблицу с буквой П на доске.
Первый читает слоги учитель, потом дети(хором)
4. Работа в учебнике (с52).
Ребята, открываем учебник на странице 52.
1 . Чтение слогов с буквой Пп
Теперь переходим к чтению слогов которые расположенные в столбиках (читают дети индивидуально)
-Чем отличаются эти слоги отличаются между собой ?(мягкости и твердости)
2. Чтение слов с буквами Пп.
Теперь переходим к чтению слов которые расположенные в столбиках ( Сначала читает учитель, а дети следят за ним. Потом читают дети (по столбику)
3. Физминутка, гимнастика для глаз.
Пчелки в домиках сидят
И в окошечки глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.
-А теперь представьте, что пчелка летает у вас перед глазами.
1) Не поворачивая головы посмотрите вверх, вниз, влево, вправо.
2)Представьте, что пчелка летает по кругу. Проследите глазами сначала по часовой стрелке, затем против.
3)Быстро поморгайте глазами.
4. . Работа над текстом «У Полины кукла»
- Как вы счетаете за столом сидит кукла или девочка? - Сейчас я прочитаю вам текст ,и мы выясним ,кто же из вас был прав .
1. Чтение учителем - Так как вы счетаете за столом сидит кукла или девочка? (Это была кукла Лида)
2. Самостоятельное чтение учащимися
-А теперь вы самостоятельно прочитаете этот текст . Для того чтобы каждый ученик смог по одному предложению прочитать. На это дается 1 минута .
3. Чтение учащимися .
- И снова отправляемся в путь ! (Ту –ту-ту!) Следующая остановка «Сочиняй- ка!»
VI . Закрепление изученного материала. Следующая остановка «Сочиняй- ка!»
1.Развитие речи. Составление предложения о Полине. (устно с помощью учителя)
-Ребята ,а у нас в классе есть имя девочки или мальчика на букву П ? (Да, Полина !)
- А давайте составим предложение о Полине ?
(В нашем классе учится девочка Полина . Она у нас веселая , красивая и добрая.
Полина любит петь, играть, рисовать.) Ребята, настала пора возвращаться в класс .
VII . Итог урока .
1.Работа над таблицей «Город Букв»
-Какую букву выучили? (Букву Пп )
-Какие звуки обозначает буква? (согл.мягкий и согл.,тверд.) Назовите их !
-В какой домик поселим нашу букву Пп ? Почему в этот дом ? (Потому что в этом доме живут согласные, парные [п] - [пʹ], и глухие по (звонкости и глухости)
2 Рефлексия . Ребята ,у вас на парте лежат смайлики выберите который соответствует вашему настроению в конце урока и раскрасьте его своим любимым цветом .
А наши друзья «ПАВЛИН»и «ПИНГВИН» тоже приготовили нам сюрприз –угощения каждому ученику по апельсине дать за интересное путешествие !
- На этом наш урок- путешествие закончился !